Советы учителю по педагогическому сопровождению одарённых детей

27 Июня 2019
image
Учитель в преподавании всегда ориентируется на «среднего» ученика. Но и в общеобразовательных школах в среднестатистических классах встречаются одарённые дети, которым при таком подходе может быть неинтересно. При неправильной педагогической позиции по отношению к одарённости такой ребёнок может быть «потерян», что зачастую и происходит. Поэтому современная школа выдвигает новую задачу – выявление и сопровождение одарённых детей. Это не такой простой процесс, как кажется на первый взгляд. Он требует особой подготовки учителей. Поэтому данная статья, содержащая в себе рекомендации по педагогическому сопровождению данной категории детей, актуальна в наше время и окажет помощь учителю, в классе которого есть такие ученики.

Нельзя ни в коем случае игнорировать одарённость ребёнка. Если не подстраиваться под его потребности, то вскоре он станет абсолютно посредственным, обычным ребёнком, как и все его одноклассники, но от своего развития он отстанет. Стоит помнить, что даже если ребёнок одарён, если он значительно «сильнее» своих сверстников в какой-либо области, он всё равно нуждается в обучении. Его нужно приучить к усидчивости, к труду, к терпеливости, к ненавязчивости. Но учить этому нужно без давления и притеснений, так как одарённые дети этого не выносят. Одарённых детей нужно полностью загружать неизвестной ранее информацией, интересными заданиями, новыми занятиями, чтобы у них всегда была «пища для ума».

На уроках необходимо создавать атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету. Общение с данной категорией детей должно быть недирективным, иметь характер помощи. В классе учитель должен создать теплую эмоционально безопасную атмосферу, где каждый ребёнок, в том числе одарённый, будет чувствовать себя защищенным. Нельзя оставлять вопросы одарённых детей без ответа, нужно предоставлять учащимся обратную связь, терпеливо отвечать на все вопросы.

С самооценкой у одарённых детей часто бывают проблемы: она может быть заниженной из-за понимания ребёнком своей «непохожести» на других, может быть завышенной, если ребёнка захваливают за его природные способности и указывают на «посредственность» других детей на его фоне. Учитель должен способствовать формированию положительной самооценки ученика. Поощрение творчества и работы воображения открывает перед одарённым учеником новые возможности для развития.

На уроках следует меньше говорить, меньше давать готовой информации, меньше объяснять, меньше демонстрировать, но больше спрашивать. Задав вопрос, поставив проблему перед учениками, не надо спешить оценить результат, нужно внимательно выслушать всех, показать, что позиция ребенка понятна, дать возможность детям оценить ответы друг друга, прокомментировать мнения и идеи своих одноклассников, высказаться свою точку зрения. Именно такое взаимодействие между одноклассниками на уроке будет развивающим.

Общение с одарёнными детьми приносит педагогу не только пользу, но и удовольствие. Стоит попробовать «открыться» ребёнку, обсудить темы, не связанные со школой и обучением. В таком случае ребёнок понимает, что учителю можно доверять, что он разбирается не только в своём предмете и может научить гораздо большему, чем школьная программа. В сопровождении одарённых детей особое значение имеет педагог, его позиция, отношение к одарённости и личностные качества. Наиболее продуктивным будет сопровождение обучения, в основе которого лежит увлеченность совместным творческим поиском.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Мы используем файлы cookie. Это помогает сайту работать лучше. Узнать подробности