Как работать с одарёнными детьми в урочное время?

25 Ноября 2019
image
Ускоренное психическое развитие, высокая интеллектуальная активность, постоянная потребность в приобретении новых знаний, неординарный подход к решению проблем – всё это отличает одарённого ребёнка от других. В общеобразовательных школах таких детей немного, но это не означает, что не стоит отдельно уделять им внимание. Напротив, с ними стоит вести усиленную работу, ведь такие дети подают большие надежды, имеют все шансы достигнуть значительных успехов. Часто педагоги ровняют их под одну гребёнку с остальными детьми, чего категорически нельзя делать.

В работе с одарёнными детьми школа руководствуется принципом возрастания роли внеурочной деятельности и это, безусловно, правильно. Одарённые дети должны развиваться в том направлении, которое их интересует и легко даётся: должны посещать кружки, принимать участие в олимпиадах, внеурочных мероприятиях. Но работе с данной категорией детей в урочное время также должны уделять особое внимание, ведь обычные уроки занимают достаточно большую часть времени. Именно этому и будет посвящена данная статья.

Работа с одарёнными детьми – сложная и кропотливая. Подготовка к урокам в классе, среди учеников которого есть одарённые дети, требует особого труда. В этом учителю помогут следующие практические рекомендации:

Если учитель еще не перешел от традиционного обучения к проблемно-развивающему, следует скорее это сделать. Проблемно-развивающее обучение пойдёт на пользу и «обычным» детям, но для одарённых оно просто необходимо. Суть его в том, что знания «добываются» учащимися через доказательства, аргументации, рассуждения и т.д., а не подаются в готовом виде. Акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

На уроках стоит чаще применять проектный метод. Он ориентирован на самостоятельную практическую деятельность учеников. Способствует развитию умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Данный метод даёт широкие возможности для развития способностей одарённых детей: они самостоятельно выбирают темы, ставят цели, ищут информацию, структурируют её, анализируют, делают выводы, решают в каком виде представить результаты и, наконец, оформляют их.

Индивидуальный подход и дифференциация обучения – одни из основных принципов работы с такими детьми. Учитель может предоставлять на выбор задания более высокой сложности при выполнении письменных работ, предлагать дополнительные индивидуальные домашние задания.

Интересным «ходом» является организация работы так называемых «консультантов», в роли которых выступают одарённые дети, особым образом курируя других, осуществляя взаимообучение. У данной формы работы есть множество плюсов – одарённые дети развиваются, обучая других, «обычные» дети усваивают материал, так как он преподнесён в нестандартной форме. Конечно, такую работу нельзя применять на каждом уроке, но иногда практиковать стоит.

Одарённые дети зачастую очень любознательны и крайне активны в процессе получения интересных им знаний, поэтому учителю следует позволить детям часто задавать вопросы, просить дополнительные задания, быть почемучками. Нужно терпеливо отвечать на все их вопросы. Нельзя ограничивать их познавательную активность.

Одарённые дети – особые дети. Очень важно поддерживать в них это «огонёк» любознательности и интереса. Нужно не только распознать одарённость, но и развивать её на каждом уроке.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Мы используем файлы cookie. Это помогает сайту работать лучше. Узнать подробности