Буллинг: что делать учителю?
16 Апреля 2021
В последнее время общество начало затрагивать вопрос буллинга в школе. Активно обсуждается проблема травли среди учеников. Но, к сожалению, объектом буллинга становятся не только дети, но и учителя.
Сталкивались ли вы с тем, что ученики обсуждают ваш внешний вид или личную жизнь, а вы из-за этого находитесь в состоянии постоянного стресса? А после проведенного урока у вас возникало желание оставить школу или вообще профессию? Подумайте, возможно, вы стали жертвой буллинга со стороны учеников.
Но все же нужно отличать недисциплинированность и невоспитанность от травли. Где граница между плохим поведением и буллингом?
Дело в том, что буллинг имеет систематический характер. Давайте разберемся, какими же являются проявления буллинга.
Проявления буллинга
1. Игнорирование. Это пассивный вид буллинга. Он может проявляться в игнорировании слов учителя, его обращений и замечаний. Было ли у вас такое, что ученики показательно вас не замечали или отказывались отвечать на вопрос? Если это происходит систематически, то имеет место пассивный вид буллинга – игнорирование.
2. Обсуждение частной жизни или внешнего вида учителя. Можно говорить о буллинге, если ученики неоднократно обсуждают вашу частную жизнь или делают язвительные замечания относительно прически и наряда учителя.
3. Оскорбительные прозвища и демонстрация презрения. Такие действия являются проявлениями активной формы травли. Ученики могут дать вам обидное прозвище и не стесняться произносить его на уроке. Также школьники могут демонстрировать презрение и пренебрежение к учителю другим способом.
4. Сплетни. Так может случиться, что один ученик «по секрету» рассказывает другому искаженную информацию об учителе. И начинается круговорот «секрета» в классе. Добавляются самые невероятные подробности. Вариантов и сценариев возникновения сплетен об учителе – множество. Главное, что они направлены на высмеивание и обесценение учителя.
5. Показательное нарушение дисциплины. Если кто-то из школьников систематически нарушает дисциплину, срывает уроки, следует внимательно проанализировать, не является ли это одним из проявлений буллинга относительно учителя.
6. Кибербуллинг: негативные/оскорбительные посты в соцсетях или сообщения с угрозами. Все проявления, отмеченные выше, могут переместиться в интернет-пространство. И сплетни, и обидные прозвища, и демонстрация презрения, могут продолжаться в соцсетях и в общих чатах в мессенджерах. Поводом издевательств может стать фотография или видео, где есть учитель, которого травят.
7. Физическое влияние. Ученики могут повреждать личные вещи педагога, плевать, толкать его. Любые агрессивные действия и систематическое притрагивание без разрешения к вещам учителя можно считать физическим проявлением буллинга.
Кто из учителей и почему становится объектом буллинга
Существует мнение, что инициатором травли является один ученик или ученица, которая подстрекает других детей издеваться над одноклассником или учителем. То есть выходит, что виновник один. А что с теми, кто поддерживает эту инициативу? Ответственность за травлю лежит не на одном лице, а на целой группе, где обязательно есть агрессор и зрители.
Как правило, проявляют агрессию относительно учителя те ученики, которые издеваются и над сверстниками. Для таких школьников буллить учителя – значит выйти на новый уровень мастерства и самореализации.
Попробуем решить небольшую задачку. Имеем агрессора, группу, которая его поддерживает, и учителя, над которым издеваются. Вопрос: зачем ученикам буллить учителя? Решение: чтобы «дружить против кого-то». Травля возникает, когда классу нужно объединиться, и ученики выбирают для сплочения самый примитивный способ. Так бывает, когда дети не находят других, цивилизованных, способов объединить класс. Окончательная цель травли такова: учитель чувствует себя униженным и беспомощным.
Какой учитель может стать объектом буллинга? Практически каждый. Причиной травли может стать потеря педагогом авторитета у учеников. Дети могут видеть слабость в учительской терпеливости.
Часто за повседневными делами вы можете не замечать небольшие негативные сдвиги в окружении, поэтому есть риск пропустить тот момент, когда плохое поведение детей превращается в систематическое издевательство.
Что делать для преодоления буллинга
1. Признайте, что проблема буллинга существует.
Большое дело – признать наличие проблемы, поскольку, только сознавшись себе, что это есть и касается вас, вы приблизитесь к выходу из сложившейся ситуации. И в любом случае не откладывайте решения конфликтов и не закрывайте глаза, пытаясь убежать от проблемы. Чтобы ситуация была прозрачной, сообщите в администрацию о фактах буллинга. Это важно еще и потому, что руководство школы вам поможет минимизировать конфликт и не даст ему выйти на межличностный уровень.
2. Осознайте причину буллинга.
Возможно, некоторые ваши методы преподавания оказались не совсем эффективными. Пересмотрите их. А, чтобы не додумывать и не выдумывать, напрямую спросите в буллеров, чем вызвано такое их отношение. Лучше выяснить причину негативного отношения в личной беседе с буллером, пообщайтесь с агрессором без третьих лиц.
3. Сделайте свои уроки интересными.
Например, примените прием сторителлинга, используйте мемы или упражнения для развития логического мышления.
4. Создайте и запишите с учениками правила поведения на вашем уроке.
Важно, чтобы были определены не только требования к ученикам, но и обязанности учителя; не только санкции за несоблюдение правил, но и бонусы, за соблюдение дисциплины.
5. Дистанционироваться от ситуации.
Да, состояние, когда вы становитесь объектом буллинга, сложное и изнурительное. Чтобы сохранить нервы и здоровье, нужно прекратить слишком болезненно реагировать на ситуацию. Лучше посмотрите на то, что происходит, как на сюжет рассказа. Это поможет не «застрять» в стрессовом состоянии.
6. Найдите дело, которое вас будет радовать.
Чтобы нервозность и подавленность не стали вашим основным состоянием и не влияли на близких и родных, вам нужно переключить внимание на то, что сделает вас счастливыми. Давно мечтали нарисовать картину или научиться танцевать? Самое время воплотить желание в жизнь!
7. Сохраняйте спокойствие и позитив.
Важно не ухудшить свое состояние. Помните, что есть еще и те ученики, которые вас ценят, уважают и любят ваш предмет.
8. Пообщайтесь с родителями учеников-буллеров.
Если другие способы преодоления буллинга оказались неэффективными, поговорите с родителями детей-агрессоров. Выразите свою позицию и пожелание. Часто в жизни сверхсложные ситуации можно решить конструктивным доброжелательным диалогом.
Лучший способ изменить ситуацию – начать изменения с себя. Разберитесь с тем, что привело к такому положению дел. Помните, что любой вопрос можно решить, если его воспринимать не как проблему, а как задание.
Сталкивались ли вы с тем, что ученики обсуждают ваш внешний вид или личную жизнь, а вы из-за этого находитесь в состоянии постоянного стресса? А после проведенного урока у вас возникало желание оставить школу или вообще профессию? Подумайте, возможно, вы стали жертвой буллинга со стороны учеников.
Но все же нужно отличать недисциплинированность и невоспитанность от травли. Где граница между плохим поведением и буллингом?
Дело в том, что буллинг имеет систематический характер. Давайте разберемся, какими же являются проявления буллинга.
Проявления буллинга
1. Игнорирование. Это пассивный вид буллинга. Он может проявляться в игнорировании слов учителя, его обращений и замечаний. Было ли у вас такое, что ученики показательно вас не замечали или отказывались отвечать на вопрос? Если это происходит систематически, то имеет место пассивный вид буллинга – игнорирование.
2. Обсуждение частной жизни или внешнего вида учителя. Можно говорить о буллинге, если ученики неоднократно обсуждают вашу частную жизнь или делают язвительные замечания относительно прически и наряда учителя.
3. Оскорбительные прозвища и демонстрация презрения. Такие действия являются проявлениями активной формы травли. Ученики могут дать вам обидное прозвище и не стесняться произносить его на уроке. Также школьники могут демонстрировать презрение и пренебрежение к учителю другим способом.
4. Сплетни. Так может случиться, что один ученик «по секрету» рассказывает другому искаженную информацию об учителе. И начинается круговорот «секрета» в классе. Добавляются самые невероятные подробности. Вариантов и сценариев возникновения сплетен об учителе – множество. Главное, что они направлены на высмеивание и обесценение учителя.
5. Показательное нарушение дисциплины. Если кто-то из школьников систематически нарушает дисциплину, срывает уроки, следует внимательно проанализировать, не является ли это одним из проявлений буллинга относительно учителя.
6. Кибербуллинг: негативные/оскорбительные посты в соцсетях или сообщения с угрозами. Все проявления, отмеченные выше, могут переместиться в интернет-пространство. И сплетни, и обидные прозвища, и демонстрация презрения, могут продолжаться в соцсетях и в общих чатах в мессенджерах. Поводом издевательств может стать фотография или видео, где есть учитель, которого травят.
7. Физическое влияние. Ученики могут повреждать личные вещи педагога, плевать, толкать его. Любые агрессивные действия и систематическое притрагивание без разрешения к вещам учителя можно считать физическим проявлением буллинга.
Кто из учителей и почему становится объектом буллинга
Существует мнение, что инициатором травли является один ученик или ученица, которая подстрекает других детей издеваться над одноклассником или учителем. То есть выходит, что виновник один. А что с теми, кто поддерживает эту инициативу? Ответственность за травлю лежит не на одном лице, а на целой группе, где обязательно есть агрессор и зрители.
Как правило, проявляют агрессию относительно учителя те ученики, которые издеваются и над сверстниками. Для таких школьников буллить учителя – значит выйти на новый уровень мастерства и самореализации.
Попробуем решить небольшую задачку. Имеем агрессора, группу, которая его поддерживает, и учителя, над которым издеваются. Вопрос: зачем ученикам буллить учителя? Решение: чтобы «дружить против кого-то». Травля возникает, когда классу нужно объединиться, и ученики выбирают для сплочения самый примитивный способ. Так бывает, когда дети не находят других, цивилизованных, способов объединить класс. Окончательная цель травли такова: учитель чувствует себя униженным и беспомощным.
Какой учитель может стать объектом буллинга? Практически каждый. Причиной травли может стать потеря педагогом авторитета у учеников. Дети могут видеть слабость в учительской терпеливости.
Часто за повседневными делами вы можете не замечать небольшие негативные сдвиги в окружении, поэтому есть риск пропустить тот момент, когда плохое поведение детей превращается в систематическое издевательство.
Что делать для преодоления буллинга
1. Признайте, что проблема буллинга существует.
Большое дело – признать наличие проблемы, поскольку, только сознавшись себе, что это есть и касается вас, вы приблизитесь к выходу из сложившейся ситуации. И в любом случае не откладывайте решения конфликтов и не закрывайте глаза, пытаясь убежать от проблемы. Чтобы ситуация была прозрачной, сообщите в администрацию о фактах буллинга. Это важно еще и потому, что руководство школы вам поможет минимизировать конфликт и не даст ему выйти на межличностный уровень.
2. Осознайте причину буллинга.
Возможно, некоторые ваши методы преподавания оказались не совсем эффективными. Пересмотрите их. А, чтобы не додумывать и не выдумывать, напрямую спросите в буллеров, чем вызвано такое их отношение. Лучше выяснить причину негативного отношения в личной беседе с буллером, пообщайтесь с агрессором без третьих лиц.
3. Сделайте свои уроки интересными.
Например, примените прием сторителлинга, используйте мемы или упражнения для развития логического мышления.
4. Создайте и запишите с учениками правила поведения на вашем уроке.
Важно, чтобы были определены не только требования к ученикам, но и обязанности учителя; не только санкции за несоблюдение правил, но и бонусы, за соблюдение дисциплины.
5. Дистанционироваться от ситуации.
Да, состояние, когда вы становитесь объектом буллинга, сложное и изнурительное. Чтобы сохранить нервы и здоровье, нужно прекратить слишком болезненно реагировать на ситуацию. Лучше посмотрите на то, что происходит, как на сюжет рассказа. Это поможет не «застрять» в стрессовом состоянии.
6. Найдите дело, которое вас будет радовать.
Чтобы нервозность и подавленность не стали вашим основным состоянием и не влияли на близких и родных, вам нужно переключить внимание на то, что сделает вас счастливыми. Давно мечтали нарисовать картину или научиться танцевать? Самое время воплотить желание в жизнь!
7. Сохраняйте спокойствие и позитив.
Важно не ухудшить свое состояние. Помните, что есть еще и те ученики, которые вас ценят, уважают и любят ваш предмет.
8. Пообщайтесь с родителями учеников-буллеров.
Если другие способы преодоления буллинга оказались неэффективными, поговорите с родителями детей-агрессоров. Выразите свою позицию и пожелание. Часто в жизни сверхсложные ситуации можно решить конструктивным доброжелательным диалогом.
Лучший способ изменить ситуацию – начать изменения с себя. Разберитесь с тем, что привело к такому положению дел. Помните, что любой вопрос можно решить, если его воспринимать не как проблему, а как задание.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Читайте также:

Как найти работу учителем в школе?

Варианты летней подработки для учителей

Как работать с одарёнными детьми в урочное время?

Педагоги холерики - проблемы в работе учителем

13 фраз, которые нужно избегать учителю

Советы учителю по педагогическому сопровождению одарённых детей

Автомобиль для учителя
