13 фраз, которые нужно избегать учителю

01 Июля 2019
image
Некоторые из этих фраз отображают желание учителя всегда все контролировать, некоторые касаются мотивации, а другие – умения управлять классом. Но все они являются следствием затаенной злобы или раздражения учителя. Попробуем изъять эти фразы из нашего потребления!

1. «У тебя же есть потенциал, почему ты его не используешь?»

Такая ремарка задевает учеников до глубины души, и, если некоторые из них примут ее, как вызов и лучше будут стараться, другие – совсем потеряют мотивацию. Рекомендуется более мотивационная формулировка: «Как мне помочь тебе полностью раскрыть свой потенциал?»

2. «Ты меня разочаровал(-ла)»

Конечно, порой нас разочаровывают поступки наших учеников. И об этом нужно говорить. Однако важным является то, как об этом говорить. Проблемой во фразе «Ты меня разочаровал(-ла)» есть то, что она апеллирует к прошлому. Вместо этого, предложите ребенку взглянуть на будущее. К примеру, «Как ты считаешь, какое решение/реакция/поведение будет лучшим, если подобная ситуация повторится?»

3. «Что ты сказал(-ла)?»

Этот вопрос может вырваться у учителя в личном разговоре с ребенком в ответ на неразборчивое бормотание ученика. «Что ты сказа(ла)?» станет приглашением к спору. Необходимо ли вам действительно знать, что именно ребенок пробормотал? Порой лучше проигнорировать этот комментарий. Не обязательно за вами должно быть последнее слово.

4. «Если я сделаю исключение для тебя, то всем так захочется»

Вы не можете относиться ко всем одинаково и считать себя справедливым. Каждый ученик уникален, и поэтому нужны разные подходы к детям. А тем более, что никто не хочет, чтобы его считали белой вороной. Лучшей формулировкой будет «Я не уверен(а), что могу это сделать (позволить и так далее), однако, я постараюсь учесть твои пожелания».

5. «Это противоречит правилам»

Правила влияют на поведение. Человек выбирает ту или другую линию поведения, чтобы решить проблему. Некоторые из вариантов поведения могут быть в рамках правил. Попробуйте говорить «Подумаем, есть ли способ учесть твои потребности/пожелания в пределах правил».

6.«Твой брат (сестра) был(-ла) лучше, чем ты»

Никогда не сравнивайте братьев или сестер, ни в позитивном, ни в негативном, смысле. Такие сравнения являются двумя сторонами одной монеты, и они приведут лишь к проблемам. Часто дети спрашивают родителей: «А кого из нас вы любите больше всего?» Представьте себе, что вы дадите ответ на этот вопрос.

7. «Посмотрите, Олег уже сидит»

Это откровенная манипуляция с целью успокоения класса. Используя разного рода манипуляции. Вы учите своих учеников, что эти манипуляции работают и с их помощью можно добиваться желаемого в жизни. Лучше сказать прямо: «Класс, прошу сесть». К тому же, любой ученик, выставленный вами напоказ, будет вас презирать и, как следствие, закроется от вас.

8. «Ты никогда ничего не достигнешь»

Это не только очень обидная фраза, но и неправдивая. Вам приходилось в детстве слышать, что вы никогда кем-то не станете? Что вы тогда чувствовали? Сколько успешных людей слышали такое в свою сторону?

9. «Ты кем себя считаешь?»

Действительно хотите ли вы услышать ответ на этот вопрос, задаете ли его, чтобы дать сигнал – «ты не такой важный, как я!»? Такая фраза является высокомерной и будет воспринята с сопротивлением.

10.«Ты когда-нибудь прекратишь болтать?»

Это очень пренебрежительный способ попросить ученика перестать говорить. Никогда не употребляйте фразы, которые начинаются с «Ты когда-нибудь...?» (напр. будешь «слушать меня», «выполнять домашнее задание», «успокоишься»). Избегайте сарказма, прямо говорите, что чувствуете.

11. «Я сейчас занят(-а)»

Не стоит так грубо обрывать ученика, когда вы ему нужны. Лучше использовать фразу: «Я сейчас слишком занят(-а), но ты для меня очень важен(-а). Если твоя просьба не слишком срочная, попробуем договориться на другое время. Мне действительно интересно услышать, что тебя тревожит (или «о чем ты думаешь», «о чем хочешь поговорить»)» Таким образом, вы покажете, что вам не безразлично.

12.«Никто не идет на перерыв (домой), пока... не признает...»

Коллективное наказание не лучшая идея. Есть множество причин, почему стоит избегать коллективного наказания, однако важным является следующее: если мы хотим научить детей ответственности за свои поступки, то им необходимо четко понимать последствия своего поведения. Если дети наказаны за то, чего не делали, они воспринимают мир, как несправедливое место, где последствия не зависят от поведения. А это не то, что мы бы хотели нашим ученикам донести.

13. «Что с тобой не так?»

Этот вопрос в действительности означает, что ребенок «дефективный» или несовершенный. Однако, мы все несовершенны, поэтому такой вопрос задумывался как унижение. Что же вы ждете услышать в ответ? «Мои родители меня ненавидят»? Многие специалисты говорят, что каждый из нас является лучшей версией себя. Лучшим выходом будет сказать: «Я вижу, что у тебя есть проблема. Попробуем вместе поискать решения».

Итог:

Учителя можно понять, когда он говорит какую-то из выше перечисленных фраз дважды-трижды в течение года из-за потери над собой контроля или раздражения. Такой редкий эмоциональный срыв не изменит отношения большинства учеников к учителю, которого они уважают и любят. Однако если доверие не было достигнуто, ученикам сложно простить несправедливые унижения и обвинения. С другой стороны, мы можем сказать что-то приятное или нейтральное, что не воспримется как оскорбление. Таких случаев не избежать. Однако мы можем прекратить преднамеренно говорить обидные вещи.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Мы используем файлы cookie. Это помогает сайту работать лучше. Узнать подробности